Выпуск 242

25 июня 2005 года

Курск

КУРСКИЕ ВЛАСТИ ОГРАДИЛИ КРАСНУЮ ПЛОЩАДЬ ОТ ПИКЕТОВ И МИТИНГОВ


КУРСКИЕ ВЛАСТИ ОГРАДИЛИ КРАСНУЮ ПЛОЩАДЬ ОТ ПИКЕТОВ И МИТИНГОВ

22 июня в Курске вступило в силу постановление мэрии о мерах по реализации федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Документ накладывает ограничения на проведение акций протеста у зданий органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе на Красной площади (центральной площади Курска, где находятся областная и городская администрации) и прилегающих к ней улицах. Впрочем, сам по себе федеральный закон «О собраниях...» не ограничивает проведение массовых мероприятий около зданий органов федеральной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Уведомление о проведении пикета должно быть подано в органы местного самоуправления либо органы исполнительной власти не позднее чем за три дня до его проведения, а о других публичных мероприятиях – не раньше чем за 15 и не позже чем за десять дней до акции. Акции можно начинать в семь утра и завершать не позже 23 часов.
Теперь окончательное решение по вопросу о том, быть или не быть митингу в той или иной точке Курска и других муниципальных образований региона, предстоит принимать руководству областного комитета культуры и общества охраны памятников. После получения от организатора публичного мероприятия уведомления о его проведении сотрудники местного органа исполнительной власти обязаны направить информацию о нем в областной комитет по культуре, если акция планируется на территории объекта, представляющего исторически-культурную ценность. На основании заключения комитета по культуре организатор акции получает согласие либо отказ в ее проведении. В последнем случае ему могут быть сделаны предложения изменить место будущего мероприятия. В постановлении говорится, что такое решение может быть принято, «если являющийся памятником истории и культуры объект находится в аварийном состоянии и проведение публичного мероприятия создает угрозу здоровью и безопасности его участников, а также угрозу сохранности самого объекта».
Из документа следует, что публичные акции нельзя проводить в случаях, если они «создают препятствия в работе государственных учреждений, расположенных на территории памятника истории и культуры». Местные власти вправе отказать организатору в проведении мероприятия, если число его участников, указанное в официальном уведомлении, превышает нормы заполняемости территории. В пресс-релизе мэрии Курска, направленном в СМИ, указывалось максимальное количество манифестантов, допускаемых на Красную площадь Курска и прилегающие к ней улицы и объекты. Массовые акции разрешены здесь с 12 до 19 часов. Вокруг памятника Ленину допускается скопление максимум 50 человек, на тротуаре у здания администрации города – до 10 человек, напротив главпочтамта и в районе парка имени Первого Мая – не более 100 митингующих, а максимальная заполняемость тротуара у гостиницы «Центральная», в которой располагаются несколько городских и областных департаментов, – 20 человек. Запрещено также пользоваться средствами звукоусиления, в том числе мегафонами.
Очевидно, что желание ограничить возможности проведения митингов и собраний вблизи административных зданий объясняется, прежде всего, предстоящими в ноябре выборами в областную думу и желанием оградить чиновников от возможных экстремистских выступлений. Теперь все зависит от комитета по культуре мэрии (точнее, от мэра Виктора Суржикова) – «своим людям» можно дать разрешение митинговать в центре города, а остальные пусть митингуют на окраинах, где их никто не заметит.
Политики и правозащитники встретили решение областных властей в штыки, объявив, что никакие запреты не помешают им организовывать массовые акции, а само постановление, по их мнению, противоречит Конституции. Экс-депутат Госдумы Александр Федулов, недавно совместно с ЛДПР начавший сбор подписей за отставку губернатора Александра Михайлова, заявил, что никакие запреты не помешают ему организовать массовые акции. Аналогичного мнения придерживается и секретарь обкома КПРФ Борис Гоголев, сообщивший, что «народу нельзя запретить высказывать свое мнение» (Друг для друга, 23 июня). Правозащитник Андрей Юров по поводу постановления мэрии заявил, что власти не только «покушаются на конституционные права и свободы граждан», но и поступают неразумно (Телекомпания «Такт», 22 июня). По его словам, свобода собраний предполагает «не встречи людей в лесу», а возможность легально и мирно выразить свое несогласие с действиями власти напротив ее учреждений. Нельзя также не отметить, что недовольство политиков упомянутым постановлением косвенным образом свидетельствует о двух проблемах социальной ситуации в регионе – во-первых, о слабости и низкой авторитетности у населения политических партий (для того чтобы заявить о себе, им непременно нужно заявить о себе на главной площади), во-вторых – о том, что реальной силой является только исполнительная власть (никто и не думает ограничивать проведение собраний и митингов у здания областной думы, областного суда или прокуратуры).
Решение губернских властей застало врасплох не только местных политиков и правозащитников, но и правоохранительные органы. Как заявила в интервью газете «Коммерсант-Черноземье» пресс-секретарь областной прокуратуры Татьяна Снегирёва, у её ведомства «есть вопросы» к постановлению, и не исключила возможности его опротестования.
 

Оглавление выпуска 242

Выпуск 241   Выпуск 243

Каталог