Выпуск 54

12ноября 1999 года

НЕПЛАТЕЖИ ПОСТАВИЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ГРАНЬ КРАХА

ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НАМЕРЕНО ЗАКЛЮЧИТЬ КОНТРАКТ НА ПОСТАВКУ ТРАКТОРОВ "ДЖОН ДИР"


НЕПЛАТЕЖИ ПОСТАВИЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ГРАНЬ КРАХА

Проблема неплатежей за потребленные энергетические ресурсы по-прежнему остается самой актуальной для организаций, продающих электроэнергию и тепло. Особенно сильно острота этой проблемы ощущается в октябре-ноябре, в период подготовки к работе в зимних условиях, когда идет накопление запасов топлива. В ряде регионов России (Сибирь, Дальний Восток) ситуация настолько критическая, что продавцы вынуждены вводить массовые ограничения подачи электрической и тепловой энергии, а покупатели переходят на дрова. Но леса есть не во всех регионах России.
Сложная обстановка и в структурном подразделении РАО ЕЭС России в Курской области - акционером обществе "Курскэнерго". Начиная с мая в области наметилась стойкая тенденция к росту потребления электроэнергии, прежде всего за счет увеличения объемов выпускаемой продукции ведущими промышленными предприятиями. Зимой, естественно, промышленникам потребуется больше и тепловой энергии. Поэтому энергетикам нужно было бы запасаться "сверхплановым" топливом. А средств на это не хватает. Не спасают ни векселя, ни взаимозачеты, потому что газ покупается за "живые" деньги, мазут - тоже. ("Живые деньги" - это наличные и безналичные денежные средства, без учета векселей, взаимозачетов и договоров на бартер.) С учетом того, что рост мировых цен на нефть и нефтепродукты в последние 6 месяцев привел дефициту мазута на внутреннем рынке России, ситуация становится подлинно критической. Основная доля тепловой энергии на территории Курской области производится именно из мазута, а не из угля или газа. Между тем навязанная сверху административными мерами практика безвозмездного кредитования энергетиками потребителей энергоресурсов продолжается: "петля" неплатежей не только не развязывается, но и затягивается еще туже.
Главными неплательщиками в Курской области остаются: коллективные сельскохозяйственные предприятия (оплатили услуги энергетиков на 64%); организации, финансируемые из федерального бюджета (заплатили 32%); организации, финансируемые из местных бюджетов (заплатили 57%); оптовые перепродавцы электроэнергии (96,8%). И хотя общая динамика платежей в целом в текущем году положительная (по сравнению с показателями прошлых лет), бремя накопившихся долгов не дает оснований для оптимизма. Так, предприятия сельского хозяйства задолжали энергетикам по состоянию на начало 1999 года 248 миллионов рублей, бюджетные организации - 200 и оптовые перепродавцы - 222 миллионов рублей. Надежда на то, что сельскохозяйственные предприятия, рассчитаются по долгам продукцией нового урожая, не оправдалась. Напротив, задолженность этой отрасли увеличилась за девять месяцев текущего года на 10,5%. При этом многие руководители хозяйств все еще пребывают в плену стереотипов и рассчитывают на то, что все долги будут автоматически списаны. Отпуск электроэнергии по платежеспособному спросу, как это предписывают все нормативно-правовые документы, вызывает у них ярое сопротивление и потоки жалоб в администрации всех уровней (от Президента до местных администраций).
Особую тревогу вызывают предприятия и организации, финансируемые из федерального бюджета. В прошлом году свои взаимоотношения с ними энергетики строили на основе постановления Правительства РФ "О снабжении топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" (принятого по инициативе тогдашнего премьера Евгения Примакова), согласно которому применялась практика лимитирования потребителей энергии. Что это дало? Во-первых, энергоснабжающие организации получили возможность определить принадлежность потребителей тому или иному федеральному ведомству, в том числе выявить хозрасчетные организации. Во-вторых, впервые после начала экономических реформ в стране Минфин получил достаточно достоверные данные об объемах финансирования, необходимых для обеспечения организаций федерального уровня топливно-энергетическими ресурсами. В результате стало очевидно, что непрерывно наращиваемая задолженность со стороны учебных заведений, ее рост предопределены еще на стадии формирования федерального бюджета. Так, например, в начале текущего года с Министерством образования РФ были согласованы лимиты потребления топливно-энергетических ресурсов на общую сумму 3,5 миллиарда рублей, однако на их оплату предусмотрено лишь 50,2 миллиона, т.е. 1,4 процента, из которых фактически оплачено на сегодня 17 процентов. Вот уже четыре года, как федеральный бюджет не рассчитывается за тепловую и электрическую энергию, потребленную учебными заведениями федерального подчинения (университеты, академии и колледжи). Практика лимитирования потребителей федерального бюджета была решением федерального правительства была распространена и на потребителей, финансируемых из местных бюджетов. К сожалению, она не решила проблему полноты расчетов за текущее потребление, и поэтому исполнительным органам власти районов, хочешь не хочешь, но придется идти на реструктуризацию накопленных долгов.
Требуется также содействие органов государственной власти и в повышении эффективности расчетов оптовыми потребителями-перепродавцами, которые забирают 16,6 % полезного отпуска энергии, а их доля в дебиторской задолженности составляет 21,2%, в том числе "живыми" деньгами оплачивается лишь 17% потребленной энергии. Как представляется, решение этих проблем не терпит отлагательства уже по той причине, что рост потребления электроэнергии в четвертом квартале текущего года прогнозируется на уровне пяти процентов, и нельзя допустить, чтобы энергетика стала "узким местом" в экономике области.
А пока оптовым перепродавцам энергии остается одно: либо собирать с неплательщиков деньги в полном объеме, либо ограничивать подачу им электроэнергии вплоть до отключения. Это требование - не прихоть РАО ЕЭС России и Анатолия Чубайса. Реалии сегодня таковы, что энергетики сами живут в условиях жестких ограничений. Все дорожающие энергоносители, материалы, оборудование, обязательность платежей "живыми" деньгами в федеральный и областной бюджеты, в Пенсионный фонд, с одной стороны, и возрастающие долги потребителей - с другой. Добавим к этому наличие неотключаемых производств и госструктур. В то же время государство не гарантирует возврат долгов ни через систему исполнительной власти, ни через арбитражные суды или службы судебных приставов.
Определенные надежды энергетики связывают с готовящимся проектом федерального закона "Об энергоснабжении в РФ", где будут сформулированы основы государственной политики по обеспечению функционирования и развития электроэнергетики. В нем, в частности, предусматривается закрепление ответственности государства за оплату тепловой и электрической энергии, поставляемой бюджетным организациям, и в первую очередь неотключаемым потребителям. Готовится также проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации", который предусматривает вынесение отдельной строкой в бюджетах средств на оплату потребленной тепловой и электрической энергии организациями, финансируемыми из соответствующих бюджетов. Принятие этого закона даст возможность в судебном порядке предъявлять требования к неплательщикам, находящимся на бюджетном финансировании. И еще об одном законопроекте хотелось бы упомянуть. Это проект закона о внесении изменений и дополнений в статью 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым энергоснабжающей организации будет предоставлено право одностороннего отказа от исполнения договоров энергоснабжения с любым абонентом в случае существенного нарушения договора, каковым, в частности, является неоднократное нарушение сроков оплаты потребленной энергии. Принятие указанных законов - это реальный шаг по созданию рыночных условий применительно к рынку энергии. Всем нам пора усвоить, что время, когда энергоресурсы не считались товаром, за который надо платить, ушло. В новых экономических условиях энергетики вправе считать себя обязанными обеспечивать деятельность потребителей только в обмен на столь же жесткие платежи в оговоренные сроки. Мы все, однако, знаем степень обязательности соблюдения законов в России.

Оглавление выпуска 54


ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НАМЕРЕНО ЗАКЛЮЧИТЬ КОНТРАКТ НА ПОСТАВКУ ТРАКТОРОВ "ДЖОН ДИР"

Из 1 миллиона 750 тысяч гектаров имеющихся посевных площадей в Курской области почти треть (650 тысяч гектаров) не обрабатывается. То, что из-за этого рушится наработанная годами схема севооборота, еще полбеды. Важнее материальные потери вследствие такого бесхозяйственного отношения. А это миллионы тонн зерна и сахарной свеклы, которые были бы явно не лишними. Тогда, глядишь, и село смогло бы рассчитаться за товарные кредиты.
Выступавший 5 ноября на заседании Правительства Курской области председатель Правительства Борис Хохлов, что в области уже проделана значительная работа по вспашке запущенных земель под озимые. По его словам, обработано нынешней осенью уже обработано более 500 тысяч гектаров залежных земель, а весной следующего года под сев планируют подготовить все 650 тысяч гектаров. Хохлов считает, что поскольку земля "гуляла" два года, это позволит без особых затрат на удобрения и при минимальном урожае в 2 центнера с гектара собрать как минимум дополнительный миллион тонн зерна.
Огорчают наше правительство лишь низкие темпы обработки заброшенных полей из-за большого дефицита тяжелой пахотной техники типа тракторов класса К-700 (энергонасыщенный трактор производства Кировского завода в Санкт-Петербурге, своего рода эталон). Нынешней весной область приобрела 105 тракторов Минского, Кировского, Волгоградского и Липецкого тракторных заводов, но этого оказалось явно недостаточно. Нашему сельскому хозяйству для нормальной работы требуется 10-тысячный тракторный парк. С учетом того, что срок амортизации техники в среднем составляет 10 лет, необходимо ежегодно приобретать, по крайней мере, тысячу новых тракторов. Сегодня каждый трактор нужного типа стоит 1 миллион рублей, белорусский трактор - порядка 40 тысяч долларов. Большинство хозяйств приобретать столь дорогостоящую технику, безусловно, не в состоянии. А Курская область за счет средств бюджета может себе позволить купить в лучшем случае 200-250 тракторов в год. Как быть? Пришлось обращаться за помощью к соседним областям. Выручила Белгородская область, давшая на посевную во временное пользование 45 единиц импортной техники.
У правительства Курской области на этот счет хорошая новость. Близки к положительному результату переговоры о покупке 100 тракторов марки "Джон Дир", которые за день могут вспахать около 100 гектаров. Как сказал председатель правительства, "... такая мощная чудо-техника помогла бы разрешить хозяйствам многие проблемы". Кроме того, до начала уборочной страды 2000 года правительство планирует приобрести 100 немецких комбайнов "Доминатор". Кредит на приобретение техники 10 000 000 долларов дает "Внешэкономбанк" под 12% годовых. Рассчитываться за них договорились в течение пяти лет с каждого урожая. Правда, областная дума не дала согласия - не согласна дума гарантировать областным имуществом возврат кредитов. Но губернатор Руцкой и правительство оптимистичны, они надеются уговорить депутаты. Главный аргумент - мы берем слишком мало кредитов, Белгородская область берет втрое больше и все у них хорошо.


Оглавление выпуска 54

Выпуск 53 Выпуск 55

Каталог