На титульную страницу


РЕЖИССЕР "СПИСКА ШИНДЛЕРА" ОТПРАВЛЯЕТСЯ НА ФРОНТ,

ЧТОБЫ БЕЗ ОПАСКИ ВЗГЛЯНУТЬ НА УЖАСЫ БИТВЫ

История Голливуда насчитывает немало заслуженных режиссеров, чей жизненный опыт сражений воплотился в реалистичных военных фильмах, что дали миру новый взгляд на бесчеловечность, самопожертвование и доблесть битв. СТИВЕН СПИЛБЕРГ не является частью этой традиции. Родившийся в 1946, Спилберг позднее описан в "Easy Riders, Raging Bulls" Питера Бискинда, популярных хрониках Голливуда 1970-х, как одержимый фильмами и аполитичный, несмотря на то, что достиг совершеннолетия в разгар Вьетнамской войны.

Тем не менее Вторая мировая война составляет для Спилберга особую привлекательность, как в качестве задника для популистских карикатур типа трех фильмов об Индиане Джонсе и фарса 1979 года "1941", так и в роли моральной канвы при рассмотрении более серьезных проблем в "Империи солнца" 1987 и в его исторической драме "Список Шиндлера" (1993), выигравшей кучу "Оскаров". Возвращается к этой войне Спилберг с вымышленным "Спасением рядового Райана", почти трехчасовым батальным эпосом, большой ансамбль актеров которого увенчан Томом Хэнксом и Маттом Дэмоном (получившим в 1998 году "Оскар" как сценарист).

Довольно рискованное для выпуска летом из-за своей длительности и местами экстравагантно жестокого содержания, "Спасение рядового Райана" могло встретить трудности со сборами в кинотеатрах. Однако, как иллюстрируют кассовые разочарования, принесенные такими расхваленными блокбастерами, как "Годзилла" и "Армагеддон", это лето на рынке кинопроката проходит под лозунгом "Ожидайте обратного эффекта". Благодаря тому, что имя Спилберга все еще заставляет людей по доброй воле тянуться к кинотеатрам, "Спасение рядового Райана" может кончить тем, что станет фильмом, который спасет лето 98-го от кассового провала.

Его серая борода аккуратно подстрижена, глаза выглядят настороженными за очками в тонкой серебряной оправе, когда Спилберг встречается с "Mr. Showbiz" в Пасадине, Калифорния, чтобы обсудить создание "Спасения рядового Райана" и другие вещи. Его поношенная кожаная куртка и широкие брюки цвета хаки выглядят особенно подходящими в данных обстоятельствах.

- Вы всегда интересовались военной тематикой? Ваш первый "домашний фильм" был про войну?

- Когда мне было 14, моим вторым фильмом был "Побег в никуда" на 8-миллиметровке, и сюжет был о Второй мировой войне. Следующий фильм о Второй мировой, который я снял, был о воздушном сражении. Как все дети, я был ненасытным зрителем фильмов про войну.

- Вы упоминали, что этот фильм автобиографичен. В чем именно?

- Этот фильм был во многом инспирирован моим отцом, который воевал во Вторую мировую. Ему сейчас 81. Он часто рассказывал о войне, множество ветеранов приходили к нам домой. Я был подвержен негативному влиянию определенного посттравматического стресса, которым все эти ветераны обязаны Второй мировой. Мы считаем, что посттравматические расстройства были чем-то, изобретенным после Вьетнама, и никто не интересуется Второй мировой. Но фактически мы не имели физиологического ноу-хау или систем поддержки по отношению к тому, через что прошли ветераны, что выражалось в адской сложности повторной адаптации к обществу.

- Ваш папа воевал в Европе?

- Мой отец сражался в Гуаме, Бирме и Индии. Когда он встречался со своими боевыми товарищами, это так отличалось от того, что показывали в голливудских фильмах. Я не знал, чему верить, и решил верить фильмам. Потому что папины рассказы были чрезвычайно грубыми. Теперь я осознал, что папа говорил правду, а Голливуд привирал.

- Какие из фильмов про войну освещали ее правдиво, как теперь вы считаете?

- "Battleground" Уильяма Уеллмана - суровые условия, замораживающий холод и страдания и как это все пришлось выносить. Я никогда не участвовал в войне и я, конечно, не хочу, чтобы мои дети в ней участвовали, но интересно, как далеко мы можем зайти, заставляя себя пробегать дополнительные 10 миль по утрам.

- Стоя там, на берегу, когда вы воссоздавали вторжение 6 июня 1944 года для "Спасения рядового Райана", командуя восстановленными десантными судами, Ирландской армией и своими звездами, вы чувствовали себя генералом?

- Я чувствовал себя на берегу не генералом, а случайным свидетелем или полевым пехотинцем, желающим покинуть берег. Я снимал в хронологической последовательности, и каждый конкретный момент говорил мне, как поступать дальше. Я раньше не снимал серьезных фильмов про войну. "Индиана Джонс" и "Raiders of the Lost Ark" использовали Вторую мировую как задник, и нацисты там были для нашего развлечения. "Список Шиндлера" - серьезный фильм про войну. В том же смысле "Список Шиндлера" и "Спасение рядового Райана" являются зеркальным отражением того, что происходило в то время, в противоположность голливудской Второй мировой как плацдарму для надуманных приключений. В "Списке Шиндлера" я хотел быть настолько честным, насколько мог, а в "Спасении рядового Райана" я хотел приобрести опыт отображения этих событий.

- Там, где летали пули, вы знали точно, чего хотели?

- Начав со сцен Омаха Бич, я снимал всю высадку в хронологическом порядке, потому что каждый отдельный момент говорил мне, как это было. Нельзя быть режиссером и надеяться, что вы знаете, что такое сражение, пока вы в нем не поучаствуете, а я ведь не участвовал. Я хороший интерпретатор, и я воспринимал солдат, которые атаковали побережье с точки зрения фронтового кинооператора. Я пытался представить, что я участник войск связи, как Джон Хастон [который снимал настоящее наступление в Италии и создал то, что считается одним из трех лучших документальных фильмов о Второй мировой] в "The Battle of San Pietro", вот почему так много кадров сняты на уровне земли. Будучи "фронтовым оператором", я не хотел, чтобы мне оторвало бошку, пока бы я стоял на голливудском кране или метался по полю брани, чтобы снять чисто голливудские кадры. Вместо этого я снимал высадку так, как солдаты ее воспринимали, когда их лица были в шести дюймах от земли. В съемках не использовались "Steadicam" - только ручные камеры.

- Вы чувствовали, что ваши люди были чрезвычайно искусны в запечатлении этой реальности?

- Мы с Янушем [Каминским, оператором польского происхождения, который снимал "Список Шиндлера"] - хорошая команда. Януш в основном беспокоился, что мы снимаем в сплошной облачности, что соответствовало погоде в реальный день высадки. Это был ужасный день, дождливый и бурный. Переправа была адской, всех мучала морская болезнь. Большинство солдат предпочитало, чтобы их подстрелили на берегу, нежели провести еще час в этих судах. Поэтому мы ждали, чтобы небо покрылось тучами перед съемкой на берегу.

- Весь фильм кажется окрашенным в коричневые тона.

- Мы высушили и убрали насыщенность у 60 процентов цвета картины. Вы смотрели фильм, который содержит в себе лишь 40 процентов снятого цвета.

- Почему?

- Я смотрел 16-миллиметровые кадры Второй мировой Джорджа Стивенса. [Стивенс, удостоенный "Оскара" режиссер "Giant" и "Места под солнцем", снимал собственные домашние цветные фильмы во время войны.] Очень мало цвета запечатлелось во время войны в Европе. Война в Тихом океане была почти полноцветная. А Европа была в основном черно-белая. Те немногие цвета, которые мы видели, были окрашенными в коричневые тона, и я думаю, честнее было передать именно их. Я думаю, в фильме о Второй мировой большее количество цвета будет создавать налет восхваляемости. И меньше всего мы хотели в этой картине, не в пример тому, как это было сделано в большинстве фильмов о Второй мировой, таких как "The Dirty Dozen", использовать войну просто как плацдарм для приключенческого боевика. Я всегда могу сделать фильм об Индиане Джонсе, я использовал войну как плацдарм в трех фильмах. Я не мог этого сделать на сей раз.

- Вас беспокоило, что все это может выбить из колеи кого угодно? Человек, подбирающий свою оторванную руку на берегу...

- Да, меня это беспокоило, и я был согласен на рейтинг NC-17, если бы его мне присвоили. [Фильму присвоили рейтинг R.] Фактически, я сдерживал себя, и если бы я не сдерживался, мы бы получили NC-17. Осталось много, что мне рассказывали ветераны, чего мы не сняли, это переваливало за воображаемую черту, которую я провел на песке для сюжета. Поскольку фильм основан на историческом факте, это не было добровольным или принятым под давлением денег или жажды развлечений решением [пойти на R].

- Вы в той же степени продюсер и аппаратчик, что и режиссер. Как вы думаете продавать этот фильм рейтинга R?

- Чтобы быть честным, вы должны сперва сообщить людям, что это фильм о войне. Фильм о Второй мировой привлечет определенную часть аудитории, поэтому вы уже ограничиваете себя, когда показываете Вторую мировую, тем, какая часть аудитории пойдет смотреть картину подобного рода. Как жанровый, фильм про войну привлечен больше мужскую часть публики, чем женскую. Это не "Титаник". Но мы надеемся, что люди пойдут на нас.

- Музыка, которую снова написал Джон Уилльямс, всегда составляет важную часть ваших фильмов.

- Фильм идет два часа 37 минут, и в нем лишь 38 минут музыки. Это наименьшее количество музыки, которое я использовал в своих фильмах. Но там, где она появляется, она очень важна.

- Звук такой живописный, что фильм можно видеть с закрытыми глазами.

- Мы над этим упорно работали. Очень многие солдаты рассказывали, что теряли слух через несколько секунд после высадки на берег. Достаточно разрыва одного снаряда перед вами, и у вас начинается звон в ушах. Я пытался воспроизвести это. Вы на время теряете слух, и только он возвращается, как вы теряете его снова. Другими словами, вы не услышите, если кто-то вам что-то будет говорить во время боя. Я старался учесть это, и часть диалогов вы не расслышите. Они будут кричать друг другу, но если вы не сможете прочесть по губам, вы не сможете понять приказ, куда наступать.

- Можете ли вы сказать, что "Спасая рядового Райана" - это итог некоего личного поиска?

- Я не окончил своего путешествия в исследовании того, что является значимым и личным для меня. Наибольшее влияние на меня оказали мои мама и папа. В раннем возрасте я был под большим впечатлением от фильмов. Уолт Дисней был очень ранним впечатлением для меня. Мне было три года. Иногда не реальные люди, иногда образы живо воздействовали на меня.

- А военные фильмы?

- Во время Второй мировой сделали несколько хороших военных фильмов. Многие из них были сглажены, поскольку были инструментом вербовки на военную службу. Они были больше о славе и меньше о болезненных реалиях того, через что этим парням придется пройти. Поэтому в тылу Америка получала абсолютно другое представление о том, что дети этих мам и пап испытывали там. Что наш фильм призван сделать, так это показать все со стороны солдат, а не со стороны пропаганды. Моим любимым фильмом про войну был "На западном фронте все спокойно" Льюиса Майлстоуна [антивоенный фильм, который изображает Первую мировую войну глазами германского солдата].

- Вы сказали, что лучшими фильмами про войну были на самом деле антивоенные. Было ли трудно в этом фильме показать, что война - это неизбежное зло, давая возможность людям увидеть миссию, которую вы изображаете, благородной?

- Я думаю, мало чести в любой войне. Очень мало благородства в любой войне, за исключением Второй мировой войны, потому что у нас не было выбора. Мы могли либо потерять свободу, либо установить ее. Вот так. Сегодня я осознаю, что это было абсолютно единственное решающее событие XX века. Но я хотел сделать антивоенный фильм, и хотел сделать все, кроме фильма о славе.

- Вы согласны или не согласны с изображенной в "Спасении рядового Райана" миссии, целью которой является спасение одной жизни ценой восьми?

- О-кей. Это очень хороший вопрос. Мы достаточно обсуждали его во время съемок. Я был на стороне Рейбена [рядовой Эдвард Бернс]. Я отождествлял себя с Рейбеном, который постоянно жалуется на задание, спрашивая, почему мы должны рисковать своими жизнями и обрекать на одиночество своих мам ради того, чтобы вернуть домой одного парня. Но Миллер [Хэнкс] и Сардж [Том Сайзмор] были в состоянии оправдать свое присутствие во всей войне, основываясь на одном этом задании. Сюжет имеет очень глубокую моральную основу, и этот вопрос уходит корнями в смысл всей ленты. Я надеюсь, он вызовет массу разговоров после того, как люди перестанут обсуждать летающие руки и ноги. После этого люди начнут говорить о том, о чем на самом деле эта картина, о ее центральной теме.

- Не слишком ли сейчас циничное время для нравственной драмы?

- Вовсе нет. Мы определяем время, когда переживаем его. Каждый раз студия перестраховывается и говорит, что сейчас не время для вестерна, вестерн выходит и имеет успех. Кто бы мог подумать, что костюмированная драма с любовной историей на борту тонущего корабля может кого-либо задеть за живое? Ученые мужи, которые начинают предсказывать, что хорошо, а что плохо, верный момент или ошибочный, раньше я прислушивался к этому, а сейчас - нет. Я просто стреляю в темноте.

- Вы составили взвод, который идет спасать рядового Райана, из мудрого бруклинского ирландца (Бернс), еврея (Адам Голдберг), итальянца (Вин Дизель), и медика (Джованни Рибизи) как дань тем милым мультиэтническим взводам из голливудских фильмов о Второй мировой?

- Нет. Я поделюсь с вами интересной статистикой. Бруклин был самой большой территорией в Соединенных Штатах по числу людей, служивших на Второй мировой. 450 000 бруклинцев воевали во Второй мировой, и из них около 100 000 погибли. Причиной того, что во многих фильмах служат бруклинцы, является тот удивительный и общеизвестный факт, что Бруклин принял главный удар войны и в Тихом океане, и в Европе.

- Каково было работать с Хэнксом?

- Мне замечательно работалось с моим другом, и еще более удивительно, что мы остались друзьями после этого. Том Хэнкс представляет мне все лучшее в нашей идеализированной Америке. Он - Гэри Купер и Джимми Стюарт сегодня.

- Включили ли вы вашего отца в фильм в качестве персонажа?

- Я не выбрал ни одного из участников взвода для роли моего папы. Из участников взвода больше всех похож на моего папу, вероятно, персонаж Адама Голдберга.

- "Спасение рядового Райана" заканчивается тем, что человек спрашивает: "Я был хорошим?" Это истинная тема фильма? Вы хотите, чтобы аудитория этот вопрос задала себе после просмотра?

- Каждый задает себе этот вопрос рано или поздно: Был ли я хорошим человеком? Этот вопрос мы должны задавать себе ежедневно, а не когда мы состаримся и будем стоять на кладбище.

- Создание таких серьезных фильмов - это для вас отклонение?

- Я люблю историю и хочу делать вещи, о которых бы знали мои дети. Когда у вас появляются дети, они задают по-настоящему серьезные вопросы, на которые вы не можете дать фривольные ответы. Мои фильмы - это прямые ответы на вопросы, которые мне задают мои дети, и я росту вместе с моими детьми, они позволяют мне оставаться молодым. Когда вы снимаете исторические фильмы, это похоже на машину времени, вы направляете ее в прошлое и пытаетесь испытать то, что испытали они.

- Все молодые актеры, которых вы снимаете, рассказывают, как для них важно участвовать в одном из ваших фильмов. Вы предпринимаете что-нибудь, чтобы актерам, которые впервые вас видят, было легче с вами?

- Через пять минут они перестают быть актерами, которые впервые меня видят. Как только вы включаетесь в фильм, вы становитесь соратником.

- Некоторые из них не просто актеры, но еще режиссеры и сценаристы.

- Это не было умышленно, это была случайность, что Эдди [Бернс, прославившийся благодаря "The Brothers McMullen" и "She's the One"] и Том [Хэнкс, снявший "That Thing You Do!"] были режиссерами. Вин [Дизель] и Адам {Голдберг] только начали снимать небольшие фильмы. Я захотел, чтобы они снялись, до того, как узнал, что они фильмопроизводители.

- Когда вы были ребенком, вы были одержимы кино и хотели стать режиссером. А ваши дети устремляются в том же направлении?

- Пока ни один из них не интересовался, а их у меня семеро. У них есть видеокамера, но это не тот интерес, какой был у меня, когда мне было три года.

- Использовали ли вы съемку этого фильма в качестве семейного выезда?

- Мои дети ездят со мной. Это помогает. Мы снимали "Спасение рядового Райана" в Англии и Ирландии летом, когда они не учились в школе.

- То, что у вас семья, не заставило вас переосмыслить финал "Близких контактах третьего рода", когда Ричард Дрейфусс оставляет свою жену и ребенка, чтобы отправиться с инопланетянами?

- Конечно. Тогда у меня не было семьи, и я мог весело отправить его гулять по материнскому кораблю и никогда не увидеть своей семьи снова. Снял бы я такое сегодня? Ни в коем случае.

- Вы только что сняли три фильма друг за другом ("Потерянный мир", "Амистад" и "Спасение рядового Райана"). Сообщалось, что в какой-то момент вы собирались взять два года, чтобы заняться бизнесом в "DreamWorks". Это правда?

- Я закончил дела с "DreamWorks", но пройдет год и два месяца, прежде чем я вернусь к работе над "Мемуарами гейши", которые я планирую снять в Японии с неизвестными азиатскими актерами. Это замечательная история, я не смог оторваться от книги, пока не дочитал ее до конца.

- Что вы ощущаете, будучи наиболее титулованным режиссером в списке 100 лучших американских фильмов всех времен AFI? Там у вас пять наименований: "Инопланетянин", "Челюсти", "Raiders of the Lost Ark", "Список Шиндлера" и "Близкие контакты третьего рода".

- Я бы предложил забрать назад два в обмен на два других. Я бы забрал "Челюсти" и "Raiders of the Lost Ark" в обмен на "Sullivan's Travels" Престона Старджеса и "Вечер в опере" братьев Маркс.

На англоязычный сайт Mr. ShowbizОригинал интервью
расположен
на сайте

На началоНа титульную страницу

This page is a part of free personal homepage of member of Geocities. It was built only for the use of the friends of the owner and has no commercial purpose. The placement of any materials on this page can not be considered as publishing, distribution or public representation